Письменные требования со стороны налоговых органов могут быть направлены в следующих случаях:

1. Требование об уплате задолженности, если есть задолженность по налогам, пеням, штрафам (п. 1 ст. 45, п.п.1, 8 ст. 69 Налогового кодекса РФ).

2. Требование о предоставлении документов, если у налогоплательщика проводится налоговая проверка (ст. 93 НК РФ).

3. Требование о предоставлении документов (информации) по Вашему контрагенту, если Вы располагаете информацией о его деятельности (ст. 93.1 НК РФ).

Возникают вопросы: «Как отвечать?», «Стоит ли вообще отвечать?», «Каковы последствия непредоставления документов (информации)?» и т.д.

Наше мнение, что отвечать в любом случае нужно, но лучше – грамотно, поскольку игнорирование запросов налоговиков чревато последствиями.

Например,

— если не исполнить требование об уплате налога, то налоговый орган может  заблокировать расчетный счет в банке, взыскать задолженность с расчетного счета в бесспорном порядке (ст.ст. 46, 47, 76 НК РФ);

— если не исполнить требование о предоставлении документов в порядке ст. 93 НК РФ, то в силу ст. 126 НК РФ организации грозит штраф в размере 200 руб. за каждый непредоставленный документ;

— если не исполнить встречное требование о предоставлении документов (информации) в порядке ст. 93.1 НК РФ, то грозит аналогичный штраф в размере 200 руб. за каждый непредоставленный документ по ст. 126 НК РФ, а также штраф в размере 5 000 руб. за непредоставление информации в порядке ст. 129.1 НК РФ.

Налогоплательщик может при получении требований по ст.ст. 93 и 93.1 НК РФ направить ходатайство в налоговый орган об отсрочке в предоставлении документов в порядке п. 3 ст. 93 НК РФ, с перечислением причин невозможности исполнения в требуемый срок и указанием срока, в течение которого сможет предоставить документы. Обращаем внимание, что данное ходатайство направляется в налоговую инспекцию либо в день получения требования, либо на следующий день. Нарушение указанных сроков повлечет отказ в предоставлении отсрочки.

Также рекомендуем обратить внимание на следующие важные моменты:

— проверьте контрагента, указанного в требовании. Возможно, в указанном в требовании периоде Ваша организация с ним не работала;

— не сдавайте лишние документы. Очень часто налоговики в рамках проверки Вашего контрагента запрашивают документы самого налогоплательщика, вплоть до штатного расписания;

— предоставляйте документы строго за запрашиваемый период;

— в случае передачи недостоверных сведений из Пенсионного фонда РФ в ИФНС -обязанности по уплате недоимки у налогоплательщиков не возникает, однако, отсутствие недоимки нужно подтвердить, для чего рекомендуем запросить акты сверок как у налоговой инспекции (с 01.01.2017), так и у пенсионного фонда (по 31.12.2016);

— проверьте требование на наличие в нем ошибок и срока его вынесения, поскольку требования, вынесенные с нарушением налогового законодательства, Вы имеете полное право не исполнять, согласно п. 11 ст. 21 НК РФ.

Например, требования об уплате налогов, пеней, штрафов, вынесенные по итогам налоговых проверок, должны быть направлены налогоплательщику в течение 20 рабочих дней со дня вступления в силу решения налогового органа (п. 2 ст. 70 НК РФ); требования об уплате налогов, пеней, штрафов, вынесенные на основании предоставленных налоговых деклараций, должны быть вынесены не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки. Только в случае, если сумма недоимки и задолженности по пеням и штрафам, относящейся к этой недоимке, составляет менее 500 рублей, требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее одного года со дня выявления недоимки (п. 1 ст. 70 НК РФ).

Знание налогового законодательства, а также своих прав и обязанностей поможет избежать исполнения неправомерных требований, необоснованного привлечения к ответственности за невыполнение требований налогового органа.

        Перечисленные в настоящей статье рекомендации носят общий характер, в каждом конкретном случае при получении требования – свои права и обязанности, а также порядок действий лучше уточнить у юристов.
Актуально? Обратитесь к нам!
Если вас заинтересовала данная статья и вы хотите получить у нас консультацию, обратитесь к нам по телефону +7 (3452) 217-501 или оставьте свой номер и мы вам перезвоним!
Нажимая на кнопку, вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности
29 марта 2023
Заказчик отказался от контракта. Как взыскать стоимость выполненных работ
Отказ Заказчика от исполнения контракта и оплаты выполненных работ может оказаться для подрядчика критическим. В статье дается алгоритм действий для получения оплаты выполненных работ в такой сложной ситуации
06 октября 2022
Отмена моратория на банкротство – «вижу цель, не вижу препятствий»
С 1 октября 2022 прекратил действие мораторий на возбуждение дел о банкротстве и совершение исполнительных действий. Каникулы для должников окончены, снова можно активно взыскивать долги, использовать все возможности процедуры банкротства. Работает обычный принцип, – кто первый среагировал, сделал все грамотно и последовательно, у того больше шансов
31 августа 2022
Закупки в эпоху перемен
В статье рассмотрены наиболее «популярные» условия контракта, которые поставщики чаще других пытаются изменить, – это замена товара (работы, услуги) (далее – ТРУ) и увеличение цены контракта
19 ноября 2021
Защита товарного знака = защита бизнеса от пиратов XXI века
Зачем и чем полезен товарный знак, как его защищать – об этом пойдет речь в статье
22 июня 2021
Судебные расходы: что можно взыскать в суде и что нельзя?
Экономика арбитражного спора: побеждает клиент – платит оппонент
+7 (3452) 217-501, 747-015