Загадки маркировки или Где же ваши маркировки?
28.09.2023 Управляющий партнёр ЮК «Аспект» Степан Матаев принял участие в очередном заседании Общественного Совета при Тюменском УФАС России. На заседании обсудили итоги круглого стола «Маркировка рекламы в 2023 году: основные изменения и требования», который состоялся 15.09.2023 с участием представителей Тюменского УФАС и Роскомнадзора.
Напомним, что с 01.09.2022 реклама в сети Интернет подлежит обязательной маркировке, а информация об опубликованной рекламе – направлению в Роскомнадзор. С 01.09.2023 за отсутствие маркировки начали штрафовать. В зоне риска оказались не только предприятия, индивидуальные предприниматели, рекламные агентства, но и блогеры, создатели курсов, бизнес-тренеры и т.д.
Несмотря на то, что для привыкания к новым реалиям, разобраться: что, как и зачем, — законодателем был предоставлен целый год, до сих пор основным вопросом остается: что же все-таки считать рекламой?
Закон говорит, что это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке (п. 1 ст. 3 Закона о рекламе).
Казалось бы, всё ясно, тем не менее, между УФАСом с Роскомнадзором и сейчас разное понимание и толкование, — что именно считать рекламой. О разногласиях двух структур также шла речь на заседании Совета.
На самые актуальные вопросы присутствующих на заседании представителей бизнес-объединений и СМИ о том, что же считать подлежащей маркировке рекламой, -ответили Руководитель Тюменского УФАС Веретенников И. В. и заместитель Руководителя Симакова Д. В.
Они также обратили внимание, что УФАС России на своем официальном сайте опубликовал разъяснения и ответы на часто задаваемые вопросы. На вопрос, является ли рекламой информация, размещенная на собственном сайте и в соцсетях производителя товаров, им дан четкий ответ: не является рекламой, поскольку она служит для ознакомления с ассортиментом продукции. При этом может признаваться рекламой размещение на таком сайте сведений о товарах иных производителей.
Степан Матаев обратил внимание участников Совета, что в свою очередь, Роскомнадзор, еще в ноябре 2022 (письмо от 14.11.2022 № 03-100982) высказал противоположную позицию: если на собственном интернет-ресурсе организации размещаются собственные рекламные материалы, то они также подлежат маркировке, а информация о рекламе должна направляться в Роскомнадзор.
При разном толковании закона и отсутствии четких официальных разъяснений, — крайним остается бизнес, которому придется либо платить за возможно ненужную маркировку, либо нести риски штрафов.
Ответы, скорее всего, придут только с практикой. Определение рекламы на поверку оказалось довольно расплывчатым. Будем надеяться на последующие разъяснения и уточнение критериев определения рекламы.
Небольшая справка, как не попасть на штраф до 500 000 руб.
С 01.09.2022 любая опубликованная реклама должна содержать:
Пометку «Реклама» + Сведения о рекламодателе (Наименование, ИНН или страницу сайта) + Токен (идентификатор рекламы) – ID, уникальный буквенно-цифровой код, который присваивается до запуска интернет-рекламы.
Например: «Реклама. «ООО «Ромашка», ИНН 88888888888, Erid: Rhughfgftt74fj898b54».
Исключения представлены лишь в отношении рекламы товаров в пуш-уведомлениях, по email-рассылкам и социальной рекламы. Даже если на собственном сайте компании размещаются собственные рекламные материалы, — они также подлежат маркировке, а информация — направлению в Роскомнадзор.
Помимо маркировки, теперь обязательно придется заключать договор о размещении рекламы даже тем, кто раньше работал с блогером без него.
До запуска рекламы нужно выбрать оператора рекламных данных (ОРД) из перечня, утвержденного Роскомнадзором, зарегистрироваться в личном кабинете ОРД, загрузить документы и будущую рекламу, получить токен, добавить токен в рекламу
Поздравляем! Первый этап пройден, теперь можно публиковать свою рекламу или передать её рекламораспространителю (Подрядчику).
В течение 30 дней после окончания месяца, в котором распространялась реклама, — нужно направить ОРД отчетность: сведения о заключенных договорах и их участниках, актах, сведения о распространенной рекламе, включая статистику показов и т.д.
Если обращаетесь к подрядчикам (рекламным агентствам), можно переложить на них ответственность за взаимодействие с ОРД. Далее ответственность лежит на ОРД, который передает все данные в Роскомнадзор. Последний, в свою очередь, заносит всё в Единый реестр интернет-рекламы (ЕРИР), где информация обрабатывается и хранится 5 лет.