Сфера государственных закупок является одной из наиболее строго регламентированных как в отношении прав и обязанностей заказчика, так и исполнителя по государственному или муниципальному контракту.

Заказчик, формируя техническое задание (ТЗ) для размещения закупки, должен предусмотреть все характеристики закупаемого товара, выполняемых работ или оказываемой услуги (для удобства далее в статье будет упоминаться только поставка товара, но подразумевается, что правила едины и для выполнения работ, оказания услуг), так как на этапе исполнения контракта данные характеристики изменению не подлежат.

В ходе приемки заказчик должен проверить, соответствует ли товар всем требованиям технического задания. В противном случае он вправе, а если точнее – обязан отказаться от приемки, направив в адрес исполнителя мотивированный отказ.

Праву заказчика требовать от товара строгого соответствия ТЗ корреспондирует обязанность исполнителя поставить товар без отступлений от ТЗ.

goszakaz 1

На практике же, по различным причинам возникают ситуации, когда невозможно осуществить поставку товара в строгом соответствии с ТЗ. В настоящей статье речь пойдет об исключительной группе случаев – поставка товара, характеристики которого отличаются от заявленных в ТЗ, но в лучшую сторону (улучшенный товар).

Согласно ч. 2 ст. 34 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон № 44-ФЗ) при исполнении контракта изменение его условий не допускается (кроме случаев, указанных в ст. 95).

В соответствии с ч. 7 ст. 95 Закона № 44-ФЗ при исполнении контракта по согласованию заказчика с исполнителем допускаются поставка товара, качество, технические и функциональные характеристики (потребительские свойства) которого являются улучшенными по сравнению с качеством и характеристиками, указанными в контракте.

Право исполнителя по согласованию с заказчиком поставить улучшенный товар подтверждается и рядом писем Минэкономразвития России (письмо от 11.01.2017 № Д28и-123 «О поставке иностранных товаров с улучшенными качеством и характеристиками при исполнении контракта», письмо от 05.08.2016 № Д28и-2081 «О поставке товара (выполнении работы, оказании услуги) с улучшенными характеристиками», письмо от 27.07.2016 № Д28и-1898 «О возможности включения в контракт дополнительных работ; о поставке товара, выполнении работы, оказании услуги с улучшенными характеристиками и качеством».)

Если исполнитель предлагает поставить товар с улучшенными характеристиками, стороны контракта вправе заключить дополнительное соглашение, изменив условия контракта о товаре. При этом все другие условия контракта (в том числе о цене) не подлежат изменению.

При поставке улучшенного товара при отсутствии согласования заказчика исполнитель несет определенный риск, связанный с возможным отказом заказчика от приемки, так как формально товар не соответствует характеристикам, указанным в ТЗ. Часто Заказчики «перестраховываются» и строго формально отказываются принять товар, а также отказываются его оплатить, инициируют процедуру внесения Исполнителя в реестр недобросовестных поставщиков.

У ЮК «Аспект» имеется положительная судебная практика защиты интересов Исполнителя в подобной ситуации.

Так, в Арбитражном суде Тюменской области рассмотрено дело № А70-3797/2016, суть которого в том, что поставщик по муниципальному контракту (ответчик, клиент ЮК «Аспект-М») обязался поставить заказчику (истец) цифровые пианино с определенными характеристиками, указанными в ТЗ. Исполнитель поставил пианино, но с иными характеристиками, при этом уведомил заказчика, что характеристики поставленного оборудования, отличающиеся от согласованных сторонами в муниципальном контракте, являются улучшенными, в связи с чем просил истца заключить дополнительное соглашение к муниципальному контракту.

В резолютивной части решения суд обязал истца надлежащим образом принять товар, поставленный ответчиком по муниципальному контракту, и взыскал с ответчика задолженность за поставленный товар в размере более 5 миллионов рублей.

Суд при вынесении решения, руководствуясь заключением экспертизы, пришел к выводу, что поставка оборудования с улучшенными техническими характеристиками является надлежащим исполнением контракта. Также суд отметил, что понятие «качество товара» подразумевает совокупность свойств, признаков продукции, товаров, услуг, работ, обусловливающих их способность удовлетворять потребности и запросы заказчика, соответствовать своему назначению и предъявляемым требованиям.

Соответственно, под поставкой товара ненадлежащего качества следует понимать поставку товара, который не может использоваться для удовлетворения потребностей заказчика. Поставка товара улучшенного качества не может расцениваться как ненадлежащая в отсутствие какого-либо обоснования потребности заказчика в товаре конкретного качества.

Обобщая сложившуюся судебную практику можно отметить, что исполнителю не обойтись без проведения экспертизы, в рамках которой будет установлено, что товар является именно улучшенным, то есть соответствует потребностям заказчика, изложенным в ТЗ, и даже по некоторым показателям превосходит эти требования.

Следует также отметить, что последние изменения законодательства в сфере закупок ужесточили ответственность заказчика в сфере приемки и оплаты товаров, поставленных по государственному или муниципальному контракту.

Так, срок оплаты по контракту не должен превышать 30 дней с момента приемки товара (для исполнителей — субъектов малого предпринимательства – 15 дней). Срок приемки законом не регламентирован, считается, что он должен быть разумным.

Если в разумный срок товар заказчиком не принят и в адрес исполнителя не направлен мотивированный отказ от приемки, товар считается принятым и подлежит оплате. Исполнителю следует направить в адрес заказчика претензию об оплате поставленных товаров, и, в случае отказа добровольно его оплатить, обращаться с исковым заявлением в суд о взыскании задолженности по контракту.

За нарушение сроков оплаты с 06.08.2017 г. ответственное должностное лицо заказчика несет административную ответственность в виде штрафа от 30 до 50 тыс. руб. (ст. 7.32.1 КоАП РФ).